Калнур Ормушев: Узбекская культура сыграла консолидирующую роль для народов Средней Азии
Эксперт о роли узбекского языка и культуры в дружественных отношениях между странами Центральной Азии.
Есть народы, чья культура, искусство, литература, язык пронизывают пространство и время. Культуры древних Китая, Индии, ацтеков, эллинов, римлян и египтян определили на века облик и развитие практически всей планеты, всех континентов. При этом каждая из этих культур оказывала и оказывает доминирующее влияние на определенные регионы или даже на весь мир.
Сегодня очевидны масштабы глобальной культуры англосаксов, русской культуры на просторах Евразии от Калининграда до Чукотки и от Бишкека до Риги, Китая – прежде всего, на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, арабской – на Ближнем Востоке и в окрестностях…
Представляется, что в масштабах нашей Средней Азии такая транснациональная роль исторически принадлежит узбекской культуре.
Причины этого не только в том, что узбеки – самый многочисленный народ нашего края. Свою немаловажную роль в этом сыграли государственные образования, существовавшие на территории, которую ныне занимает Республика Узбекистан, их экономический и политический потенциал и богатое наследие. Жизнь в условиях природы Средней Азии, расположенной большей частью в пустынной и полупустынной зонах, в высоких горах, объективно объединяла местное население, воспитывала в духе дружбы и сотрудничества.
Не могу полностью согласиться с имеющим место утверждением, что на формирование единого среднеазиатского региона оказало первостепенное влияние то, что здесь проживают народы схожего, практически одного языка и одной религии.
Языковая и религиозная близость – факторы важные, но не исчерпывающие. Например, в языковом и религиозном отношении к нам, кыргызам, также близки проживающие в Поволжье и на Урале татары и башкиры, балкарцы и карачаевцы на Кавказе, в языковом отношении – тывинцы и алтайцы в Сибири. Мы испытываем к этим и другим тюркоязычным народам Евразии народам и симпатию, и интерес. Но все-таки по-настоящему братские и соседские чувства вызывают у нас жители нашей Средней Азии, включая таджиков, говорящих в отличие от большинства народов региона на языке индоевропейской языковой семьи.
Мы, граждане Казахстана, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Кыргызстана считаем себя жителями одного региона, земляками и составляем единое ментальное пространство.
Для всех нас одинаково дорого наследие среднеазиатских ученых, мыслителей, поэтов Рудаки, Аль-Бируни, Алишера Навои, Бабура, Махтумкули, Ахмада Яссави, Абая, Калыгула, которые призывали наши народы жить в дружбе, взаимоуважении и взаимопомощи. Эти призывы не просто сохраняют, но приобретают большее значение и в наше время.
В то же время особая роль принадлежит узбекской культуре, искусству, литературе, языку, высокий уровень которых обеспечил их значительное воздействие на формирование единого культурного, духовного пространства народов Средней Азии. Узбекская культура выполняла для народов Средней Азии конструктивную и консолидирующую функцию, явилась одним из серьёзных факторов нашей общей среднеазиатской самоидентификации.
Это очень важно – когда определённая национальная культура, литература, язык играют прогрессивную, консолидирующую роль, влияют на формирование общего культурного пространства, пространства взаимопонимания, взаимной поддержки и доверия.
Ведь нам известны и иные факты, например, негативная, в конечном счёте, разрушительная роль, которую в первой половине ХХ века сыграла для Центральной Европы и далеко за её пределами милитаризированная прусско-немецкая культура. Не менее убедительным и, безусловно, более актуальным примером является, на мой взгляд, вовсе не позитивная и не конструктивная роль современной западной, прежде всего, американской, поп-культуры.
Поэтому важно отметить, что узбекская культура, узбекский язык, узбекская литература сыграли важную консолидирующую роль для народов Средней Азии, способствовали тому, чтобы народы края почувствовали свою принадлежность к некому единому геокультурному пространству.
Однако мы должны с сожалением констатировать, что к настоящему времени вот эта консолидирующая и стимулирующая функция узбекской культуры порядком ослабла. Меня сегодня не покидают ощущения, что с Айбеком и Зульфией, Батыром Закировым и Тамарой Ханум, ансамблем «Бахор» и группой «Ялла» осталась в прошлом и великая связующая нить узбекской культуры, которая пронизывала и опутывала нас, народы Средней Азии. На московских тусовках мы гордились этими писателями и исполнителями, ничуть не сомневаясь в том, имеем ли мы право на это, ибо они и мы представляли один край, одну культуру – нашу Среднюю Азию. Мы чувствовали, что мы – родственные души.
Ведь это вот буквально только в последние годы, в постсоветский период, практически уже в 21 веке мы стали ощущать себя как разные, и даже чужие – что является прямым следствием хорошо известных нам процессов.
Националистически настроенные политики, с одной стороны, глобализация – с другой также оказывают разрушающее воздействие на эти связывающие нас духовные нити. Но оставим эти вопросы за скобками нашего разговора, поскольку наша задача акцентировать внимание на том, что нас объединяет, а не разъединяет. Сегодня говорить нужно о том, что мы этому можем противопоставить.
В этой связи я хотел бы отметить, что важность узбекского языка, литературы и культуры в развитии дружественных отношений между странами Центральной Азии одновременно указывает на историческую миссию выдающейся узбекской культуры, обладающей богатейшими ценностями, произрастающей из глубоких корней, основанной на стабильной экономике.
И тогда нам остаётся лишь поставить следующий вопрос: «Выполняется ли данная историческая миссия, возложенная на этот народ и эту культуру историческими, геополитическими, экономическими, демографическими реалиями?»
А это уже выводит нас на тему не о большой роли узбекской культуры, а на вопрос об ее высокой ответственности, о ее важнейшей миссии.
Калнур Ормушев,
директор Кыргызско-узбекского общества по гуманитарному и экономическому сотрудничеству.
Бишкек